Перинатальная энцефалопатия: последствия у детей школьного возраста

Перинатальная энцефалопатия, последствия которой наблюдаются у детей школьного возраста, требуют внимательного к себе отношения.

Они могут проявляться психологическими проблемами в виде нарушений поведения и взаимоотношений со сверстниками, гиперактивностью.

Дети, перенесшие в младенчестве энцефалопатию, с трудом учатся, быстро устают, жалуются на головные боли, имеют заболевания внутренних органов.

Такие дети должны наблюдаться неврологом и психолого, проходить курсы восстановительного лечения. При правильном подходе и оздоровлении последствия постепенно проходят и по мере взросления все неприятные симптомы полностью проходят.

Перинатальная энцефалопатия или как ее еще называют – гипоксически-ишемическая энцефалопатия – это повреждение центральной нервной системы младенца, которое он получил в результате недостаточного поступления кислорода к клеткам головного мозга во время беременности у мамы или травмировался в родах.

Отдаленные последствия перинатальной энцефалопатии у детей школьного возраста

Давайте сразу оговоримся. Я не буду вас пугать детским церебральным параличом или грубым отставанием психо-речевого развития. Эти болезни на самом деле не так уж часто встречаются.

Мы поговорим о легких или стертых формах энцефалопатии у детей, которым педиатры и детские неврологи уделяют явно недостаточно внимания. Подумаешь был до годика тремор подбородка, подумаешь гипертонус  или на УЗИ головного мозга маленькие кисты и расширенные желудочки. Ерунда! К году ребенок хорошо развивается – вот и забудьте об этой энцефалопатии, снимем вас с учета!

Это самая недопустимая ошибка, которую можно себе только представить! Нервная ткань младенца при легком течении заболевания не повреждается, поэтому дети ходить начинают во время. Все понимают, детский садик посещают и воспитатели на их поведение не жалуются.

Но при этом нервные клетки у них ослаблены, потеряли энергетический потенциал! А ведь время идет, ребенок растет и нагрузки на его нервную систему увеличиваются. Когда ребенок начинает ходить в школу – это для него вершина физических, психологических и умственных нагрузок.

Именно в этот период и происходит срыв компенсации. Мозг ребенка просто не выдерживает и появляется целый перечень жалоб, о которых мы сейчас и поговорим.

Дизграфия, дислексия, дизартрия

Дизграфия отчетливо проявляется у ребенка, когда он учится писать, т. е. в начальной школе. Часто пропускает буквы и слоги, заменяет одни буквы на другие, пишет очень некрасиво, неровно. За это в его тетради одни неудовлетворительные оценки.

Дислексия – это трудности освоения чтения. Детям тяжело соединять слоги в слова, пропускают слоги, с трудом заучивают стихи.

Дизартрия – недостаточно четко произносят многие буквы: «л», «р», шипящие. Правда, этот симптом более отчетливо выражен еще в дошкольном возрасте. К школе все проходит.

Нарушение тонкой моторики и координации

Эти симптомы обусловлены нарушением корковой иннервации пальчиков рук, ног, мышц языка. Отсюда неловкость движений, особенно страдает мелкая моторика. Ребенок затрудняется не только писать, но и лепить, складывать картинки Лего. Очень неуклюж при беге, прыгании и лазании. Вечно у него шишки и ушибы.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью или без гиперактивности

Не буду об этом много рассказывать, т. к. на моем блоге есть статья, посвященная детям, имеющим синдром дефицита внимания.

Нарушения когнитивных функций

Это то, как ребенок способен мыслить логически, соображать, запоминать, пересказывать, излагать свои мысли. Эти функции связаны с развитием лобных долей коры головного мозга, степенью зрелости нейронов, развитием многочисленных связей за счет взаимодействия нервных волокон друг с другом.

Если ваш ребенок плохо учится, не усваивает материал, медлителен и все забывает – не ругайте его. Лучше обратитесь к хорошему детскому неврологу, чтобы он помог вам во всем разобраться.

Головные боли у детей

У школьников достаточно часты жалобы на головные боли. Характерно то, что чаще всего они возникают в период учебного года, а летом почти никогда не беспокоят. Появляются во второй половине дня и локализуются в лобно-височной области. Ребенок выглядит утомленным, бледным. Самое лучшее – не смотреть на страдания ребенка, а идти на прием невролога и разобраться в причинах головных болей. Найти адекватные методы лечения.

Снижение иммунитета

Иммунитет во многом связан с состоянием нервной системы. Именно кора головного мозга контролирует центры вегетативной иннервации (гипофиз и гипоталамус). Эти образования, в свою очередь, несут ответственность за работу внутренних органов.

У школьников очень часто встречаются нарушения пищеварения, дискинезия желчевыводящих путей, вегетативно-сосудистая дистония, нарушение обмена веществ и развитие ожирения, длительный субфебрилитет после перенесенного гриппа и многое другое. Поэтому невролог и педиатр должны работать в единой связке.

Астено-невротический синдром

У школьников очень часты жалобы на повышенную утомляемость, усталость, им частенько после школы хочется поспать. Бывают перепады настроения, раздражительность.

Носовые кровотечения

Носовые кровотечения вызываются различными причинами, среди которых важное место занимает состояние шейного отдела позвоночника. Если во время родов у ребенка было обвитие пуповиной вокруг шеи, в младенчестве наблюдалась кривошея, есть подозрение, что носовые кровотечения могут быть связаны с нестабильностью шейного отдела позвоночника, нарушением венозного оттока и повышением внутричерепного давления.

Ослабление остроты зрения

В ряде случаев развивающаяся близорукость у школьников имеет такое же происхождение, что и носовые кровотечения и обусловлено сдавлением глазничной артерии (a.oftalmuca), которая отходит от позвоночной артерии на шее.

Неврозоподобные нарушения поведения

Проявляются повышенной нервной возбудимостью, навязчивыми движениями в виде частых морганий, покашливаний, высовыванием языка, подергиванием головы и плеч, нарушением сна в виде сноговорений и снохождений.

По мнению ученых, специалистов в области детской неврологии, примерно 60-70% всех перечисленных жалоб у ребенка школьного возраста обусловлено именно перенесенной перинатальной энцефалопатией.

У родителей это вызывает недоумение. Они спрашивают, как же так, нам никто ничего не говорил и мы ничего не делали, ребенок хорошо развивался. Именно в этом и заключается коварство легких и стертых форм гипоксии и родовой травмы.

Снижение энергетического потенциала нервных клеток при легких перинатальных нарушениях сопровождает ребенка на протяжении всех лет его жизни. Но до поры до времени запасов энергии хватает и ребенка ничего не беспокоит. В школе все кардинально меняется. Нагрузки слишком высоки и нервная система начинает давать сбой.

Как подтвердить или отвергнуть данный диагноз? Нужно очень тщательно проанализировать ранний анамнез развития ребенка. Мама должна до мельчайших подробностей вспомнить течение беременности и родов. Обратить внимание на наличие стрессов, токсикоза, угрозы прерывания беременности, условия работы или учебы. Факторов так много, что все я не берусь здесь перечислить.

Важное место занимают дополнительные методы обследования – электроэнцефалография и ультразвуковая допплерография. Не стремитесь сделать ребенку МРТ головного мозга – совсем ни к чему!

Как лечить ребенка с последствиями гипоксии и родовой травмы в школьном возрасте? Назначается курс лекарственных препаратов в зависимости от тех симптомов, которые беспокоят ребенка: ноотропы, сосудистые, успокаивающие.

Но лекарства окажут временный эффект, потому что нервные клетки так и останутся ослабленными. Немного их простимулировали, но все постепенно вернется на свои круги.

Поэтому лечение должно быть комплексным. Важнейшими факторами является правильное питание. Ребенку нужно мясо (не сосиски!), рыба, фрукты, овощи, натуральные соки. Дополнительно круглогодично нужно давать лецитин и Омега-3 жирные кислоты, периодически – поливитамины.

Дважды в год делать массаж воротниковой зоны, физиотерапию, привлекать для лечения остеопата. Соблюдать режим дня, не перегружать кружками, исключить или уменьшить время, проводимое за компьютером, чаще бывать на воздухе, заниматься спортом в оздоровительных целях.

Перинатальная энцефалопатия, последствия у детей школьного возраста встречается очень часто. Проявляется многочисленными неврологическими симптомами, требует обязательного лечения под руководством детского невролога и общеукрепляющих средств, которые должны обеспечить ребенку его родители.

Быстро справиться с последствиями гипоксии и родовой травмы никому не удавалось. Лечение будет длительным и займет у вас несколько лет, но игра стоит свеч! Какое здоровье будет у вашего сына или дочери, когда они станут взрослыми, определяется в школьном возрасте. Сделайте все от вас зависящее и помогите своему ребенку!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Комментариев к статье: 4

  • 28.11.2018 в 18:05
    Permalink

    Как хорошо, когда детки не болеют. Когда приходится тратить время жизни на восстановление здоровья, этот период не очень радостный. А вовремя распознанная болезнь может сократить это время.

    Ответить
    • 29.11.2018 в 16:11
      Permalink

      Да, я очень сочувствую родителям, дети у которых имеют синдром дефицита внимания.С ними очень трудно, но один из методов лечения — это создание доверительных отношений, надо любить и принимать ребенка таким как есть. Это очень трудно.

      Ответить
  • 01.12.2018 в 17:05
    Permalink

    Какая сейчас нагрузка в школе,то и у здорового ребёнка часто происходят проблемы со здоровьем, не говоря уж о таких детях с таким тяжелым заболеванием как энцефалопатия.

    Ответить
    • 01.12.2018 в 19:44
      Permalink

      Да, удивительно просто министерство образования давит и давит на школьника. А Министерство здравоохранения в стороне стоит, хотя здоровье школьников по всем системам хромает.

      Ответить