Задержка речевого развития у детей раннего дошкольного возраста
Приветствую всех моих друзей и дорогих читателей! Эта статья родилась спонтанно. Только что закончила неврологический прием детишек в Медицинском Центре, где я работаю детским неврологом. По горячим следам хочется поговорить о проблеме — «Задержка речевого развития у детей».
На приеме, как обычно, было несколько детишек с задержкой речевого развития. Но мне не хочется писать большую теоретическую статью: о причинах, клинических данных, лечении. Давайте разберемся на практике – как проходит неврологическая консультация ребенка с задержкой речи?
Вот два сегодняшних примера: одному малышу 2 г 3 мес, другому 3 года. Оба пока молчат, произвольной речи нет. Тот, что помладше, что-то лепечет, правда очень мало. А мальчик постарше совсем молчит.
Обе мамы озабочены развитием речи у своих детей и хотят услышать заключение доктора – все ли у малышей в порядке или есть некоторые нарушения.
Задержка речевого развития у детей раннего возраста – одна из наиболее частых проблем детской неврологии. Как же этот вопрос решает детский невролог и что я ответила одной и другой маме?
Клинический пример № 1
Сначала расскажу о мальчике, которому 2 г 3 мес. Наблюдая за поведением мальчика в кабинете в течение нескольких минут я отметила для себя важные моменты.
Ребенок спокойно вошел с мамой в кабинет, расположился около игрушек и начал из небольших деталей складывать машинку. Пока мы с мамой разговаривали, он увлекся и нам не мешал. Потом я начала осмотр, причем он спокойно прервался и выполнял команды – «Закрой глазки, покажи язычок, подними ручки, попрыгай».
Мои выводы:
— Поведение не нарушено;
— Усидчив;
— Хорошо развита мелкая моторика;
— Слышит, слух не нарушен;
— Все понимает, выполняет команды.
В общем, идеальный для осмотра ребенок! Но и это еще не все! Расспросила маму о течении беременности и родов. О том, как проходило доречевое развитие (гуление, лепет). После чего поинтересовалось у нее – что заставило ее обратиться к детскому неврологу. Ведь никакой патологии!
Ответ обычный – у подруги ребенку 2 года, а он уже стишки знает. В интернете прочитала о задержке речевого развития, испугалась. Я успокоила маму, сказав, что ребенок хорошо развивается. Просто созревание речевых центров в головном мозге происходит не за один день, а продолжается от полутора до 3 лет. Вот-вот ее мальчик начнет говорить, потому что психо-моторное развитие у него соответствует возрасту, интеллект не нарушен и доречевое развитие происходит правильно.
Фразовая речь у малышей формируется от 2 до 3 лет, может быть даже немного и раньше. Считается правильным, если уже в год они говорят несколько самых простых слов.
У каждого ребенка индивидуально развивается мозг и немного раньше заговорил, немного позже – ничего страшного.
Стоит ли обращаться к детскому неврологу или лучше читать статьи в интернете и самим решать вопросы развития ребенка? Я думаю, что если ребенок в три года еще не разговаривает, надо проконсультироваться у невролога.
В остальных случаях однозначный ответ дать не могу. Ориентироваться надо на вердикт педиатров. Они чаще видят ваших детей, чем неврологи и направят на консультацию, если заметят какие-либо неполадки в развитии речи у малыша.
Кроме того, многие дети до трех лет оформляются в детские сады и проходят обязательное обследование у невролога. На таких приемах можно задать вопрос врачу о том, что волнует маму.
Клинический пример № 2
И все-таки нельзя терять бдительность ни мамам, ни докторам. Вот об этом – второй мой пример. Мальчику 3 года. Мама также жалуется на задержку речевого развития.
Что я могу отметить из особенностей его поведения? Оно явно не адекватное. Пытается схватить со стола у врача все, что попадает в поле зрения. Если не дать – протест в виде визга. Быстрая смена интересов – то к окну подбежит, то дверцы шкафов открывает. Игрушки швыряет — ему это не интересно.
При неврологическом осмотре нужно повторить несколько раз задание. Иногда выполняет, но больше – нет. Не смотрит в лицо собеседнику, отвлекается.
Какова реакция мамы при этом? Она оправдывается: «Он сейчас нервничает». Мне хотелось побольше узнать о том, как ребенок ведет себя дома. Одно дело не произносить слов, а другое дело не понимать того, что ему говорят. Ведь в 3 года ребенок — это уже человек и с ним о многом можно разговаривать, он многое умеет делать и понимает задания, играет с детьми в ролевые игры, взаимодействует с ними.
Спросила у мамы, любит ли мальчик играть с детьми? Такое впечатление, что у мамы опять защитная реакция – «Да, он очень любит бегать за детьми». Я спросила, что значит бегать? — «Ну, к примеру, они играют в прятки, разбегаются, прячутся. Вот он тоже бегает возле них». Иначе говоря, сверстники не включают его в свои игры, он просто бегает вокруг них.
Я, конечно, уже видела, что у мальчика не только задержка речи, но и отставание психического развития. Но как сказать об этом маме? Похоже, что она этого не понимала. Долго я с ней разговаривала, выясняла подробности течения беременности, родов, жизни ребенка в семье (в детский садик он не ходит). Потом очень тактично и осторожно все-таки сказала об особенностях поведения мальчика, не произнося таких слов, как «отставание психики».
Каждый врач знает, что у мамы может быть непредсказуемая реакция на слова врача. К счастью, мама закончила беседу словами: «Да, я вижу, что что-то не так с ребенком. Но нам никогда не говорили, что есть недостатки в понимании». Не удивительно! Мальчишка внешне просто красавчик. Любовались им, как игрушкой. Ну а теперь стали заметны отставания психики.
Что делать с таким малышом? Диагноз «Задержка психо-речевого развития» — это серьезно! Особенно если учесть, что раньше у мальчика никогда врачи не говорили об отставании. Я впервые заподозрила! Но кто я такая? Врач, человек! У меня может быть субъективная точка зрения!
Поэтому мы решили с мамой провести комплексное обследование: консультация психиатра, логопеда, дефектолога, сделать электроэнцефалограмму, ультразвуковую диагностику сосудов головного мозга и еще раз встретиться. Тогда картина будет более четкой и мы начнем лечение.
Не могу пока говорить о прогнозе у данного малыша. Я ведь и впрямь его только что увидела. Будем ждать, что покажет обследование.
Задержка речевого развития у детей раннего возраста может быть связана с различными темпами созревания головного мозга и речевых центров. Поэтому и говорить детки начинают — кто в 1,5 года, а кто и в 3. Но если ребенок еще не начал говорить после трех лет, надо обязательно обратиться к неврологу и провести обследование. Скорее всего, выявятся причины задержки речевого развития в виде органического поражения центральной системы, которые потребуют комплексного лечения.
Вот так, дорогие друзья! Все, что я Вам написала, это песчинка знаний врача. Поверьте, мозг врача – лучше всякого компьютера. В компьютере сухие, среднестатистические сведения. А врач анализирует, сравнивает, вспоминает подобные случаи и еще кучу всего делает за считанные секунды.
До новых встреч, Наталия Богоявленская
Наталья, такое интересное начало и не менее интересный рассказ о специфике врача невролога. И на этом фоне как-то неуместно оправдываться о том. что всё же есть хорошие врачи. Может быть не стоило вот так за всех. Ваши читатели, вникая в суть каждой вашей публикации, не стремятся судить о всех врачах.
Алексей! Это очень важный вопрос деонтологии, касающийся взаимоотношений врача и пациента. К сожалению, в интернете я слишком часто встречаюсь с нелестными высказываниями людей о врачах. В основном, конечно, о том, что они (врачи)только и делают, что лекарства выписывают. Я понимаю, что это не ко мне лично относится, но обидно за докторов, потому что в своем большинстве они все порядочные и честные люди. Что касается квалификации врача, то у меня в этом вопросе только одна позиция — врач должен быть грамотным специалистом и очень хорошим человеком. Сама только к таким обращаюсь и всем советую.
Алексей, я все-таки вняла Вашему замечанию и вообще убрала последний абзац, как не относящийся к теме этой статьи. Но комментарии оставляю.
Очень интересно было прочитать, мой старший сын заговорил только в 2, 5 года и сразу предложениями, до этого говорил слов 20 не четко одними первыми слогами и я до сих пор помню как переживала по этому поводу и как меня пугали врачи, но все оказалось хорошо))) надеюсь и у этого мальчика все будет хорошо и всех он догонит
Я очень за Вас рада.