Задержка речевого развития у детей раннего дошкольного возраста

Приветствую всех моих друзей и дорогих читателей! Эта статья родилась спонтанно. Только что закончила неврологический прием детишек в Медицинском Центре, где я работаю детским неврологом. По горячим следам хочется поговорить о проблеме — «Задержка речевого развития у детей».

На приеме, как обычно, было несколько детишек с задержкой речевого развития. Но мне не хочется писать большую теоретическую статью: о причинах, клинических данных, лечении. Давайте разберемся на практике – как проходит неврологическая консультация  ребенка с задержкой речи?

Вот два сегодняшних примера: одному малышу 2 г 3 мес, другому 3 года. Оба пока молчат, произвольной речи нет. Тот, что помладше, что-то лепечет, правда очень мало. А мальчик постарше совсем молчит.

Обе мамы озабочены развитием речи у своих детей и хотят услышать заключение доктора – все ли у малышей в порядке или есть некоторые  нарушения.

Задержка речевого развития у детей раннего возраста – одна из наиболее частых проблем детской неврологии. Как же этот вопрос решает детский невролог и что я ответила одной и другой маме?

Клинический пример № 1

Сначала расскажу о мальчике, которому 2 г 3 мес. Наблюдая за поведением мальчика в кабинете в течение нескольких минут я отметила для себя важные моменты.

Ребенок спокойно вошел с мамой в кабинет, расположился около игрушек и начал из небольших деталей складывать машинку. Пока мы с мамой разговаривали, он увлекся и нам не мешал. Потом я начала осмотр, причем он спокойно прервался и выполнял команды – «Закрой глазки, покажи язычок, подними ручки, попрыгай».

Мои выводы:

— Поведение не нарушено;

— Усидчив;

— Хорошо развита мелкая моторика;

— Слышит, слух не нарушен;

— Все понимает, выполняет команды.

В общем, идеальный для осмотра ребенок! Но и это еще не все! Расспросила маму о течении беременности и родов. О том, как проходило доречевое развитие (гуление, лепет). После чего поинтересовалось у нее – что заставило ее обратиться к детскому неврологу. Ведь никакой патологии!

Ответ обычный – у подруги ребенку 2 года, а он уже стишки знает. В интернете прочитала о задержке речевого развития, испугалась. Я успокоила маму, сказав, что ребенок хорошо развивается. Просто созревание речевых центров в головном мозге происходит не за один день, а продолжается от полутора до 3 лет. Вот-вот ее мальчик начнет говорить, потому что психо-моторное развитие у него соответствует возрасту, интеллект  не нарушен и доречевое развитие происходит правильно.

 Фразовая речь у малышей формируется от 2 до 3 лет, может быть даже немного и раньше. Считается правильным, если уже в год они говорят несколько самых  простых слов.

У каждого ребенка индивидуально развивается мозг и немного раньше заговорил, немного позже – ничего страшного.

Стоит ли обращаться к детскому неврологу или лучше читать статьи в интернете и самим решать вопросы развития ребенка? Я думаю, что если ребенок в три года еще не разговаривает,  надо проконсультироваться у невролога.

В остальных случаях однозначный ответ дать не могу. Ориентироваться надо на вердикт педиатров. Они чаще видят ваших детей, чем неврологи и направят на консультацию, если заметят какие-либо неполадки в развитии речи у малыша.

Кроме того, многие дети до трех лет оформляются в детские сады и проходят обязательное обследование у невролога. На таких приемах можно задать вопрос врачу о том, что волнует маму.

Клинический пример № 2

И все-таки нельзя терять бдительность ни мамам, ни докторам. Вот об этом – второй мой пример. Мальчику 3 года. Мама также жалуется на задержку речевого развития.

Что я могу отметить из особенностей его поведения? Оно явно не адекватное. Пытается схватить со стола у врача все, что попадает в поле зрения. Если не дать – протест в виде визга. Быстрая смена интересов – то к окну подбежит, то дверцы шкафов открывает. Игрушки швыряет — ему это не интересно.

При неврологическом осмотре нужно повторить несколько раз задание. Иногда выполняет, но больше – нет. Не смотрит в лицо собеседнику, отвлекается.

Какова реакция мамы при этом? Она оправдывается: «Он сейчас нервничает». Мне хотелось побольше узнать о том, как ребенок ведет себя дома. Одно дело не произносить слов, а другое дело не понимать того, что ему говорят. Ведь в 3 года ребенок — это уже человек и с ним о многом можно разговаривать, он многое умеет делать и понимает задания, играет с детьми в ролевые игры, взаимодействует с ними.

Спросила у мамы, любит ли мальчик играть с детьми? Такое впечатление, что у мамы опять защитная реакция – «Да, он очень любит бегать за детьми». Я спросила, что  значит бегать?  — «Ну, к примеру, они играют в прятки, разбегаются, прячутся. Вот он  тоже бегает возле них». Иначе говоря, сверстники не включают его в свои игры, он просто бегает вокруг них.

Я, конечно, уже видела, что у мальчика не только задержка речи, но и отставание психического развития. Но как сказать об этом маме? Похоже, что она этого не понимала. Долго я с ней разговаривала, выясняла подробности течения беременности, родов, жизни ребенка в семье (в детский садик он не ходит). Потом очень тактично и осторожно все-таки сказала об особенностях поведения мальчика, не произнося таких слов, как «отставание психики».

Каждый врач знает, что у мамы может быть непредсказуемая реакция на слова врача. К счастью, мама закончила беседу словами: «Да, я вижу, что что-то не так с ребенком. Но нам никогда не говорили, что есть недостатки в понимании». Не удивительно! Мальчишка внешне просто красавчик. Любовались им, как игрушкой. Ну а теперь стали заметны отставания психики.

Что делать с таким малышом? Диагноз «Задержка психо-речевого развития» — это серьезно! Особенно если учесть, что раньше у мальчика никогда врачи не говорили об отставании. Я впервые заподозрила! Но кто я такая? Врач, человек! У меня может быть субъективная точка зрения!

Поэтому мы решили с мамой провести комплексное обследование: консультация психиатра, логопеда, дефектолога, сделать электроэнцефалограмму, ультразвуковую диагностику сосудов головного мозга и еще раз встретиться. Тогда картина будет более четкой и мы начнем лечение.

Не могу пока говорить о прогнозе у данного малыша. Я ведь и впрямь его только что увидела. Будем ждать, что покажет обследование.

Задержка речевого развития у детей раннего возраста может быть связана с различными темпами созревания головного мозга и речевых центров. Поэтому и говорить детки начинают — кто в 1,5 года, а кто и в 3. Но если ребенок еще не начал говорить после трех лет, надо обязательно обратиться к неврологу и провести обследование. Скорее всего, выявятся причины задержки речевого развития в виде органического поражения центральной системы, которые потребуют комплексного лечения.

Вот так, дорогие друзья! Все, что я Вам написала, это песчинка знаний врача. Поверьте, мозг врача – лучше всякого компьютера. В компьютере сухие, среднестатистические сведения. А врач анализирует, сравнивает, вспоминает подобные случаи и еще кучу всего делает за считанные секунды.

До новых встреч, Наталия Богоявленская

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Комментариев к статье: 5

  • 03.04.2019 в 14:03
    Permalink

    Наталья, такое интересное начало и не менее интересный рассказ о специфике врача невролога. И на этом фоне как-то неуместно оправдываться о том. что всё же есть хорошие врачи. Может быть не стоило вот так за всех. Ваши читатели, вникая в суть каждой вашей публикации, не стремятся судить о всех врачах.

    Ответить
    • 03.04.2019 в 14:51
      Permalink

      Алексей! Это очень важный вопрос деонтологии, касающийся взаимоотношений врача и пациента. К сожалению, в интернете я слишком часто встречаюсь с нелестными высказываниями людей о врачах. В основном, конечно, о том, что они (врачи)только и делают, что лекарства выписывают. Я понимаю, что это не ко мне лично относится, но обидно за докторов, потому что в своем большинстве они все порядочные и честные люди. Что касается квалификации врача, то у меня в этом вопросе только одна позиция — врач должен быть грамотным специалистом и очень хорошим человеком. Сама только к таким обращаюсь и всем советую.

      Ответить
    • 03.04.2019 в 15:09
      Permalink

      Алексей, я все-таки вняла Вашему замечанию и вообще убрала последний абзац, как не относящийся к теме этой статьи. Но комментарии оставляю.

      Ответить
  • 10.03.2024 в 18:20
    Permalink

    Очень интересно было прочитать, мой старший сын заговорил только в 2, 5 года и сразу предложениями, до этого говорил слов 20 не четко одними первыми слогами и я до сих пор помню как переживала по этому поводу и как меня пугали врачи, но все оказалось хорошо))) надеюсь и у этого мальчика все будет хорошо и всех он догонит

    Ответить
    • 12.03.2024 в 22:05
      Permalink

      Я очень за Вас рада.

      Ответить